Котификация

Музыка для кошек. Только для кошек!

Музыка для кошек. Только для кошек!

Композитор Дэвид Теи (David Teie) сочинил музыку, расслабляюще действующую на кошек. А редакция газеты “The Washington Post” решила проверить её действие на нескольких известных кошках из интернета.

Видео: McKenna Ewen/The Washington Post

Ничто так не привлекает кошек, как человек с аллергией на кошек. Только этим можно объяснить тот факт, что одним прекрасным августовским днем кошка по имени Миднайт, неспешно миновав дюжину посетителей кошачьего кафе в Джорджтауне (активно размахивавших дразнилками и пёрышками), припарковалась у ног Дэвида Теи. Но Теи, принявший перед походом в кафе «Крошки и усики» изрядную дозу бенадрила, её даже не заметил. Он был слишком погружен в свои дела – настройку усилителя, динамиков и видеокамеры. Потому что он пришел в кошачье кафе не для того, чтобы подружиться с кошками, а для того, чтобы играть им музыку.

Наконец, Теи ткнул пальцем в свой айфон и запустил каскад высоких арпеджио на арфе, сменившихся мелодией, напоминающей (по мнению автора) пенье птиц. Чёрно-белый кот Митти обернулся на музыку. Размахивавшие дразнилками и пёрышками котолюбы замерли в ожидании… Увы, Митти отвернулся и принялся вылизывать яйца.

Спустя полчаса Дэвид Теи покинул «Крошки и усики». Он чувствовал себя опустошённым. «Если бы это был мой первый эксперимент, я бы вернулся к музыке для людей» - резюмировал он.

Музыка для кошек

Фото: Дэвид Теи в кафе «Крошки и усики» (Bill O'Leary/The Washington Post)

Ещё в 2008 году Теи записал две мелодии, которые могли бы занять первые места в кошачьих чартах Биллборда, если бы такие существовали. «Баллада для Расти» и «Ария Козмо» получили положительные «отзывы» от 77 процентов кошек, участвовавших в исследовании журнала «Прикладная наука о поведении животных» (Applied Animal Behaviour Science), опубликованном в ферале 2015 года. Это впечатляет, учитывая тот факт, что только 38% кошек отреагировали положительно на классический хит Баха «Ария из Оркестровой сюиты №3 в Ре мажоре».

«Насколько я знаю, это было первое исследование, показавшее, что кошки вообще реагируют на музыку» - говорит Ник Додман, директор Программы по изучению поведения животных Школы ветеринарной медицины при Университете Тафтса. «Похоже, кошки реагируют на музыку, когда та правильно сделана и исполнена на кошачьем «языке».

Уход Дэвида Теи в сочинение музыки для кошек не стал неожиданностью для его коллег по Национальному симфоническому оркестру – главному оркестру США, базирующемуся в Центре исполнительских искусств имени Джона Ф. Кеннеди в Вашингтоне. Опытнейший виолончелист, он пишет музыку для животных с 2003 года, пытаясь доказать на практике свою Универсальную теорию музыки. В полном соответствии с теорией, его музыка, минуя сознание, затрагивает самые глубинные эмоции, используя для этого звуки, окружавшие плод в утробе матери в то время, когда головной мозг только формировался. Дэвид Теи утверждает, что нет никакого случайного совпадения в том, что музыка, которую человек считает расслабляющей, совпадает по темпу с пульсом его матери в состоянии покоя, а звуковой спектр скрипки – самого популярного классического инструмента – совпадает со спектром женского голоса. Эта теория одинаково действует как для людей, так и для животных. Разница только в звуках. Например, обезьяны, у которых голоса выше человеческих, а пульс – чаще, активно реагируют на музыку, которая быстрее и выше «средне-человеческой».

Для проверки своей теории на практике, Теи объединил силы с профессором психологии Висконсинского университета Чарльзом Сноудоном. Вместе они проверили действие музыки, написанной для обезьян, на колонии тамаринов. На удивление, музыка сработала: обезьянки расслаблялись под написанные для них «спокойные» мелодии и принимались прыгать и играть под «танцевальные» обезьяньи ритмы. Отчет об эксперименте был опубликован в журнале «Биологические записки» (Biology Letters) в 2010 году.

«Я понял, что действительно сделал что-то особенное, когда меня начали приглашать на крупнейшие научные конференции» - вспоминает Дэвид Теи.

У музыканта появилась мечта: наполнить свою теорию музыкой, написанной для всех видов животных. Но увы, у него не было возможности делать это за свой счет. Прежде чем сочинять серенады для скучающих слонов в зоопарке или ноктюрны для беспокойных китов, надо было сочинить что-то, за что люди согласились бы заплатить деньги. Например, музыку для домашних животных – тех, с кем мы в первую очередь пытаемся найти общий язык. Кого так любим за красоту и грацию, но чьим поведением не можем управлять. Музыку для кошек.

Музыка для кошек

Фото: Дэвид Теи в кафе «Крошки и усики» (Bill O'Leary/The Washington Post)

Набросав первые две кошачьи «мелодии», Дэвид на 7 лет забыл о проекте, пока публикация в «Прикладной науке о поведении животных» не вызвала шквал обсуждений.  И тогда он решил записать сорокаминутный альбом кошачьей музыки, чтобы продавать его через интернет. Проблема была лишь в том, что по прошествии стольких лет Дэвид боялся, не утратил ли он «чутьё». Для этого и понадобилась поездка в кошачье кафе – проверить новые записи на «целевой аудитории». И проверка его не обнадёжила. «Как бы я не стал звездой одного хита» - задумался Теи…

…и в результате раздумий отправился вместе с семьей в Прагу, чтобы провести там «рабочий» отпуск. Ему пришлось объяснить детям, что полное сосредоточение на сочинении музыки для кошек потребует от него таких же усилий, как если бы он ходил на работу с девяти до пяти. И поэтому, оставив детей играть в бассейне со своими чешскими кузенами и кузинами, Дэвид на четыре недели заточил себя в читальном зале Чешской национальной библиотеки. Ему нужно было мысленно преодолеть «видовой разрыв»: придумать, какие инструменты – реальные и виртуальные – создадут звучание, тождественное «кошачьему», а затем сочинить композиции, которые заинтересуют кошек и будут им приятны.

«Если просто записать что-то, похожее на мурлыканье, кошки быстро потеряют интерес – говорит Теи. «А я пытаюсь «пощекотать» им мозги, чтобы они как бы подумали: «не знаю, что это, но мне это подходит, и мне от этого хорошо!»

Теи сэмплировал звук малого барабана и ускорил его до частоты кошачьего урчания. Он прибегал к этому трюку и раньше, но теперь, изучив осциллограммы кошачьего урчания, он увидел, что каждый отдельный звук на самом деле состоит из двух. Это сдвоенные удары, как при учащенном сердцебиении. «Мы не можем этого слышать, а кошки – могут!» - уверяет Дэвид.

Ему потребовалось создать на компьютере виртуальный инструмент, по звуку похожий на орган, а по способу звукоизвлечения имитирующий работу голосовых связок кошки.

Поверх музыкального «урчания» была наложена «партия» котят, которые мяукают в очень высоком, почти ультразвуковом диапазоне.  Дэвид устроил импровизированную студию в металлическом гараже, взял напрокат скрипку и наигрывал «партию» котят по две ноты подряд – больше он не мог сыграть на незнакомом ему инструменте. Потом он «склеил» сыгранные фрагменты в компьютере и повысил мелодию на две октавы – в диапазон, предпочтительный для кошек.

В Праге случился его прорыв. «Я понял, что могу создать музыку, которая даст общие эмоциональные переживания и кошкам, и их людям» - вспоминает Дэвид Теи.

В своих первых пьесах для кошек Теи использовал виолончель за тем, чтобы музыка было «съедобной» для человеческого слуха.  В его новом альбоме виолончельные партии вторят мелодиям в высокочастотном «кошачьем» диапазоне.  Как результат – воздушная, спокойная музыка, которая могла бы сойти за современную инструментальную пьесу или саундтрек к фильму, если бы не навязчивое фоновое «урчание».

Видео: Дэвид Теи записывает «Музыку для кошек» в Праге.

Пока Теи писал свою музыку в Праге, его старший сын от первого брака Андрей искал выходы на самых известных кошек Америки. Андрей Теи работает в международной маркетинговой компании Anomaly, среди клиентов которой есть такие бренды, как Converse и Budweiser. Он предложил своим боссам заняться маркетингом отцовской музыки для кошек – за бесплатно.

«Андрею достаточно было сказать три слова: музыка для кошек, и я подумал: продано!» - говорит партнер-основатель Anomaly Джонни Волкэн (Johnny Vulkan). «Американцы тратят на домашних животных по 60 миллиардов долларов в год, а это значит, что у музыки для кошек гигантский потенциал. Но, поскольку у «Музыки для кошек» нет бюджета для традиционной рекламной кампании, нам приходится целиком полагаться на вирусный маркетинг – видео и мемы в интернете. К нашему счастью, кошки уже давно главенствуют в сети».

Маркетинговая группа «Музыки для кошек» начала работу с холодных звонков. «Мы обратились к самым известным котам - звёздам интернета, - вспоминает Андрей. – Грампи Кэт, как и можно было ожидать, не откликнулась. Зато с удовольствием откликнулись звёзды Инстаграма кошка Нала (2,5 миллиона подписчиков), кот из Австралии Бекон (почти 50 тысяч подписчиков) и ещё несколько известных котиков. Все владельцы согласились снять на видео реакцию своих питомцев на музыку Дэвида Тэи и бесплатно поделиться записью с народом.

Вирусная кампания по продвижению альбома «Музыка для кошек» стартовала 25 октября 2015 года.

Видео: промо-ролик «Музыки для кошек»

Что касается самого Дэвида Теи, то, по возвращению из Праги, он вновь отправился в котокафе «Крошки и усики», чтобы проверить свои новые пьесы. Как и в прошлый раз, он установил колонку и включил музыку. Шесть пар ушей тут же повернулись на звук. Трёхцветная кошка Вегас подошла к колонке и принялась её обнюхивать, но остальные кошки остались на своих местах.

«Кажется, они слушают, - заметил Дэвид. - В принципе, это лучше, чем если бы они все встали и пришли сюда))».

Усевшись по-турецки на низком диванчике, Дэвид Теи погрузился в музыку вместе с кошками. Мы никогда не узнаем, что слышали кошки в этой музыке и что она им навевала (и навевала ли что-нибудь), но казалось, что пропасть, разделяющая людей и кошек, становилась всё меньше с каждым звуком скрипки и с каждым ответом виолончели.

Когда Теи остановил музыку, один из котов потянулся и ушел. «Спасибо, ребята, - сказал Теи. – Концерт окончен!»

Дополнительные ресурсы:

Официальный сайт проекта «Музыка для кошек»

Сбор средств на запись и издание альбома на площадке Kickstarter

 

Источник: The Washington Post

исследования, котики и люди, наука, музыка

Комментарии (0)

    Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий