Что творится в голове у кошки?
Кошек обычно считают менее сообразительными, общительными и отзывчивыми, чем собаки. Но что на самом деле происходит в голове у кошки?
Кошкам в науке почему-то не повезло: собак, крыс и даже птиц гораздо чаще используют в экспериментах по изучению поведения и умственных способностей. Кажется, что кошки непопулярны у учёных, потому что менее склонны к «сотрудничеству» (чем крысы?) и более непредсказуемы в разных ситуациях (чем птицы?). Но кое-что о том, как мыслят кошки, мы всё-таки знаем.
Восприятие
Одна из наиболее изученных областей науки о том, как кошки познают мир - это их восприятие; то, как они слышат, видят, обоняют и осязают (в том числе усами). Обоняние - первое чувство у маленьких котят, особенно важное в их отношениях с матерью. При этом котята никак не реагируют на слуховые раздражители до возраста 11-16 дней, а на зрительные – аж до 16-21 дней. Обоняние руководит социальным поведением кошек на протяжении всей их жизни: они используют запахи, чтобы помечать свою территорию и определять границы владений других кошек. Как и собаки, кошки умеют «читать» запахи, добывая из них новости, мнения и прочую «социальную» информацию.
Увы, но большинство научных экспериментов по поведению кошек было сосредоточено на их зрении, а это значит, что наше понимание того, как кошки воспринимают мир, весьма ограничено. Особенности кошачьего восприятия мира через усы, лапы и хвосты всё ещё ждут своих исследователей.
Постоянство объектов
Постоянство объектов - это наша (и не только наша) способность «держать в уме» объект, даже когда он исчезает из поля зрения, иными словами – знать, что если мы чего-то больше не видим, то это не означает, что оно исчезло навсегда. Например, если мы видели, как мячик закатился под диван, то мы знаем, что он там – под диваном.
Человеческие детёныши вырабатывают способность «помнить» объект к двухлетнему возрасту. А кошки? Возьмите игрушечную мышь и загоните её под диван – что будет делать кошка? Правильно, сидеть и пялиться на то место, куда исчезла мышь. А значит, кошки тоже способны к «постоянству объектов».
В некоторых экспериментах кошкам ещё больше усложняли задачу: например, им показывали еду, потом клали еду в контейнер, а контейнер прятали за ширмой. После этого экспериментатор тайком доставал еду и вынимал из-за ширмы пустой контейнер. Кошка делала логичный вывод: если еда не в контейнере - значит, она осталась где-то за ширмой, и искать её надо именно там.
Причинно-следственная связь
Понимание связи между причиной и следствием свойственно не только людям, крысам и обезьянам. Даже ворон можно научить тянуть за веревку, чтобы получить доступ к недоступной вкусняшке. Кошек такому не учили, но однажды провели с ними эксперимент (ожидаемо провальный) – несколько верёвок натянули таким образом, что одна из них открывала доступ к еде, а дёргать за остальные не было никакого смысла. Кошки, разумеется, дёргали все верёвки без разбора – им этот процесс нравится независимо от результата.
Зато известны случаи из жизни, когда кошки целенаправленно обращались к человеку за помощью в нестандартных ситуациях. Типичный пример с бродячими кошками: если еда находится вне зоны доступа кошки, то она (кошка) может привлечь внимание человека и буквально «попросить» помочь ей либо добраться до еды, либо переместить еду поближе.
Сравнение величин
Дети-первоклашки знают, что шесть больше трёх, но меньше восьми. Кошек никто никогда не учил считать, но, судя по экспериментам, они могут различать количество нарисованных точек или одинаковых предметов в диапазоне от одного до трёх. Дело, конечно, не в счёте, а в условном рефлексе: кошка вряд ли понимает, что три – это больше двух, но может отличить где три, а где два.
Социальное познание
Человеческая социальная психология исследует механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях. О кошках принято думать, что они «гуляют сами по себе» и оценивают людей и ситуации только по сиюминутным критериям.
Но это не так. К разным людям кошки относятся по-разному и со временем научаются быть с кем-то агрессивными, с кем-то – нейтральными, а с кем-то - не разлей вода.
Кстати, котята учатся общению в течение первых двух - семи недель жизни (как с другими кошками, так и с людьми). И чем больше людей будет рядом с ними в это время, тем выше вероятность того, что котики сохранят дружелюбное отношение к людям на всю жизнь.
По материалам Shreve, K. R. V., & Udell, M. A. (2015) «What’s inside your cat’s head? A review of cat (Felis silvestris catus) cognition research past, present and future». Animal cognition, 18, 1195-1206.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии ()